«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке!»
Такое мнение французского писателя и философа Вольтера не оспаривает никто, даже юные лингвисты из Емельяновского детского сада № 3.
Ребята логопедической группы на личном опыте убедились в познавательном масштабе собственного словаря. В течение месяца четырнадцать Почемучек принимали участие в образовательном проекте «Что? Зачем? и Почему?», или «Мой толковый словарик!». Так в нашем дошкольном учреждении начался Год науки. Шестилетки сделали первые шаги в науку под замысловатым названием «лексикография» как один из разделов «языкознания».
На первом Совете Почемучек ребята вместе с Незнайкой познакомились с разнообразием словарей и энциклопедий. Теперь дошкольники знают, что есть не только распространённые толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., но и специальные, т.е. профильные. Мальчиков заинтересовали технические словари. Для девочек был любопытен медицинский справочник. А на вопрос Незнайки: «Какой словарь поможет в путешествии за границей?» – дети без долгих раздумий предложили герою «Словарь иностранных слов». Специалист по речи показала воспитанникам свой профессиональный «Словарь логопеда», который даёт точную, научную трактовку нарушений речи.
Шестилетние языковеды изучили и алфавитный порядок. Дети запомнили, что из 33 букв русской азбуки никогда не начинают слово 3 буквы: «Ъ», «Ы», «Ь». А это значит, что любознательным ребятам предстояло составить свой толковый словарик только на 30 букв. Дошкольники на заседаниях за «круглым столом» обсуждали, толковали такие слова, как «аквариум», «велосипед», «иллюминатор», «подснежник», «пылесос», «троллейбус», «экскаватор» и «эскалатор», и другие. (Взрослые читатели, вы, конечно, догадались: это те самые полислоговые словечки, на которых спотыкается детский язычок.)
Как педагоги речевой группы мы стараемся привить детям лингвистический интерес к словам родного языка. Воспитанники безошибочно делят длинные слова на слоги: «мо-ро-же-но-е» (Ответ ребёнка: «В слове «мороженое» 5 слогов».). Обращаем внимание ребят на главную, смысловую часть слова – корень, от которого «растёт» многочисленная семейка родственных слов. Для дошкольников это занимательное увлечение языковыми явлениями должно принести пользу в грамотном письме при школьном обучении (очень надеемся). На каждом Совете Почемучек дети получали новые задания: по образцовой иллюстрации, через загадки, в письме от Незнайки, по любимой лексической теме: «Транспорт». Эти встречи сопровождались исполнением «Гимна любознательных ребят»:
Почемучкам, почемучкам
Интересно всё узнать.
Почемучка, почемучка –
Это каждый из ребят!..
Неслучайно мы решили сделать детский словарик картинным. Дошкольники очень любят рисовать! Под фоновую спокойную музыку маленькие художники-иллюстраторы отражали своё мировосприятие на бумажном листке, пытаясь приблизить художественное изображение к реальному предмету.
12 февраля мы вложили в коллективный словарик последнюю страницу, на букву «Я». Это словарная статья: «Я-ще-ри-ца», с детским толкованием слова и иллюстрацией. Если в «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. насчитывается около 80 тысяч слов, то в нашем детском словарике их пока 46; и в дальнейшем он будет пополняться.
Сегодня можно с уверенностью сказать: этим учебным пособием будут пользоваться и воспитанники общеразвивающих групп нашего детского сада. Даже не умея читать, малыши смогут по детскому рисунку определить, какое понятие изображено, и проговорить очередное сложное слово.
Во время проекта наши ребята уже стали намного лучше произносить эти изученные словарные слова. Хорошо поработали! И с интеллектуальным толкованием, и с творческим воплощением в рисунке! А самое главное – дети подружились с трудными словами!
Все Почемучки получили на память грамоты за участие в образовательном проекте «Мой толковый словарик!» и сладости из рюкзака Незнайки. Медалями награждены лучшие составители детского толкового словарика: Миша Сургутский, Денис Мазунов, Витя Ваганов, Саша Шамин и Стас Синьков.
Благодарим за организацию долговременного проекта и его положительные результаты воспитателей речевой группы – Силину Ольгу Анатольевну и Костину Викторию Александровну. Спасибо старшему воспитателю детского сада Разуваевой Наталии Валентиновне за оказанную методическую поддержку у истоков детской исследовательской деятельности.
С уважением, руководитель образовательного проекта
учитель-логопед Семенкова Татьяна Васильевна.
Фото Силиной О.А.
Такое мнение французского писателя и философа Вольтера не оспаривает никто, даже юные лингвисты из Емельяновского детского сада № 3.
Ребята логопедической группы на личном опыте убедились в познавательном масштабе собственного словаря. В течение месяца четырнадцать Почемучек принимали участие в образовательном проекте «Что? Зачем? и Почему?», или «Мой толковый словарик!». Так в нашем дошкольном учреждении начался Год науки. Шестилетки сделали первые шаги в науку под замысловатым названием «лексикография» как один из разделов «языкознания».
На первом Совете Почемучек ребята вместе с Незнайкой познакомились с разнообразием словарей и энциклопедий. Теперь дошкольники знают, что есть не только распространённые толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., но и специальные, т.е. профильные. Мальчиков заинтересовали технические словари. Для девочек был любопытен медицинский справочник. А на вопрос Незнайки: «Какой словарь поможет в путешествии за границей?» – дети без долгих раздумий предложили герою «Словарь иностранных слов». Специалист по речи показала воспитанникам свой профессиональный «Словарь логопеда», который даёт точную, научную трактовку нарушений речи.
Шестилетние языковеды изучили и алфавитный порядок. Дети запомнили, что из 33 букв русской азбуки никогда не начинают слово 3 буквы: «Ъ», «Ы», «Ь». А это значит, что любознательным ребятам предстояло составить свой толковый словарик только на 30 букв. Дошкольники на заседаниях за «круглым столом» обсуждали, толковали такие слова, как «аквариум», «велосипед», «иллюминатор», «подснежник», «пылесос», «троллейбус», «экскаватор» и «эскалатор», и другие. (Взрослые читатели, вы, конечно, догадались: это те самые полислоговые словечки, на которых спотыкается детский язычок.)
Как педагоги речевой группы мы стараемся привить детям лингвистический интерес к словам родного языка. Воспитанники безошибочно делят длинные слова на слоги: «мо-ро-же-но-е» (Ответ ребёнка: «В слове «мороженое» 5 слогов».). Обращаем внимание ребят на главную, смысловую часть слова – корень, от которого «растёт» многочисленная семейка родственных слов. Для дошкольников это занимательное увлечение языковыми явлениями должно принести пользу в грамотном письме при школьном обучении (очень надеемся). На каждом Совете Почемучек дети получали новые задания: по образцовой иллюстрации, через загадки, в письме от Незнайки, по любимой лексической теме: «Транспорт». Эти встречи сопровождались исполнением «Гимна любознательных ребят»:
Почемучкам, почемучкам
Интересно всё узнать.
Почемучка, почемучка –
Это каждый из ребят!..
Неслучайно мы решили сделать детский словарик картинным. Дошкольники очень любят рисовать! Под фоновую спокойную музыку маленькие художники-иллюстраторы отражали своё мировосприятие на бумажном листке, пытаясь приблизить художественное изображение к реальному предмету.
12 февраля мы вложили в коллективный словарик последнюю страницу, на букву «Я». Это словарная статья: «Я-ще-ри-ца», с детским толкованием слова и иллюстрацией. Если в «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. насчитывается около 80 тысяч слов, то в нашем детском словарике их пока 46; и в дальнейшем он будет пополняться.
Сегодня можно с уверенностью сказать: этим учебным пособием будут пользоваться и воспитанники общеразвивающих групп нашего детского сада. Даже не умея читать, малыши смогут по детскому рисунку определить, какое понятие изображено, и проговорить очередное сложное слово.
Во время проекта наши ребята уже стали намного лучше произносить эти изученные словарные слова. Хорошо поработали! И с интеллектуальным толкованием, и с творческим воплощением в рисунке! А самое главное – дети подружились с трудными словами!
Все Почемучки получили на память грамоты за участие в образовательном проекте «Мой толковый словарик!» и сладости из рюкзака Незнайки. Медалями награждены лучшие составители детского толкового словарика: Миша Сургутский, Денис Мазунов, Витя Ваганов, Саша Шамин и Стас Синьков.
Благодарим за организацию долговременного проекта и его положительные результаты воспитателей речевой группы – Силину Ольгу Анатольевну и Костину Викторию Александровну. Спасибо старшему воспитателю детского сада Разуваевой Наталии Валентиновне за оказанную методическую поддержку у истоков детской исследовательской деятельности.
С уважением, руководитель образовательного проекта
учитель-логопед Семенкова Татьяна Васильевна.
Фото Силиной О.А.