Давайте разберемся в том, что выговаривает или не выговаривает ребенок не буквы, а звуки. Буквы – это специальные знаки, которые служат для изображения звуков на письме. Таким образом, звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем.
Нарушения звукопроизношения проявляются в речи по-разному:
Тот или иной звук отсутствует: ракета (акета), луна (уна).
Искажение звука: например, вместо нормативного р, произносится велярный или увелярный звук (картавость) или вместо нормативных с, з, ш, ж, ц, произносятся межзубные звуки, когда кончик языка вываливается между зубами.
Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе русского языка: шишка-сыска, рот-лот и т. д.
Что может послужить причиной нарушения речи:
-Отрицательные факторы во время беременности и родов.
-Частые болезни, инфекции и травмы в период до трех лет. Это период, когда интенсивно формируется речь.
-Снижение физиологического слуха.
-Недоразвитие фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи).
-Подражание неправильной речи. Часто взрослые, подстраиваются под речь ребёнка и длительно «сюсюкают» с детьми. Подобная речь не стимулирует к правильному звукопроизношению и закрепляет его недостатки. Так же происходит и при постоянном общении ребенка с младшими детьми. Бывает так, что кто то в семье не выговаривает те или иные звуки и ребенок копирует это неправильное звукопроизношение. Если малыш часто общается с людьми с неясной, торопливой речью – это приносит особый вред.
-Двуязычие в семье.
-Педагогическая запущенность. Обычно при педагогической запущенности, нормальное развитие речи тормозится, из-за того, что родители, не обращают внимание на речь своего ребенка, не замечают нарушений, не поправляют ошибки, не дают правильных образцов произношения, не развивают речь.
-Недостатки речевого аппарата: неправильный прикус, короткая уздечка языка, узкое, очень высокое или плоское нёбо.
-Существует множество диагнозов при нарушении речи, такие как дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия, алалия, аутизм, общее недоразвитие речи.
Конечно, не нужно пытаться ставить их своему ребенку самостоятельно. Для этой цели лучше посетить специалиста.
Все эти нарушения достаточно серьезные, которые чаще всего нельзя исправить за год перед школой. Если их не устранить к 6 годам, то они наверняка превратятся в стойкие и сложные и аукнутся в школе нарушением чтения и письма. Ваш кроха индивидуален. Он развивается в своем темпе. Главная задача родителей, помогать своему малышу, двигаться в правильном направлении, и если нужно вовремя оказать ему необходимую помощь.
Уважаемые мамы и папы, помните: речь ребенка как глина: сырой глине легко придать нужную, правильную форму. Но можно ли слепить что то, из уже высохшей глины? Результат наверняка будет плачевным! Поэтому не закрывайте глаза на любые отклонения в речи ваших детей! Практически каждое нарушение возможно исправить, главное не упустить время.
На базе нашего детского сада действует Служба консультирования по оказанию услуг родителям (законным представителям), в рамках федерального проекта «Современная школа», который направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителей (законных представителей), на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и детей с ограниченными возможностями здоровья, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Консультативную помощь по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка оказывают опытные специалисты ДОУ.
Узкие специалисты будут работать с Вами по Вашему запросу и по интересующей Вас тематике.
Все вопросы о работе службы консультирования Вы можете задать через форму "Обратной связи" по эл.почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , или по телефону 8-9313324437.
Учитель-логопед: Л.П.Жданова
МБДОУ Емельяновский детский сад №3
комбинированной направленности